Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Сало, снежура и шуга

Почему северяне внимательно следят за ходом ледостава и планируют по нему логистику

22 ноября 2022

Глобальное потепление сдвигает привычные графики ледостава в арктических регионах России. Жители средней полосы, а уж тем более южных регионов, скажут: «Ну и что? Какая разница, когда замерзнут реки?» Но для северян это имеет принципиальное значение. Ведь лед в Арктике – это прежде всего дороги. Большую часть года транспортная инфраструктура Заполярья во многом держится именно на зимниках. А дорожные службы начинают готовить зимники лишь после того, как реки покроются устойчивым льдом. Тогда наконец-то заканчивается переходный период, когда нет ни переправ, ни зимников, и многие арктические районы оторваны от «большой земли». Поэтому за ледоставом на Севере следят не менее внимательно, чем за ходом чемпионата мира по футболу.

Ледостав – это период, когда лед на реке останавливается и покрывает толстой коркой всю поверхность водоема, от берега до берега. Раньше на реках европейской части Арктической зоны России процессы замерзания на большинстве водоемов завершались к концу ноября, в азиатской части – к концу октября. Однако в последние десятилетия во всех регионах Арктики сроки ледостава с каждым годом сроки отодвигаются все дальше.

Так, на Ямале в этом году ледостав задержался почти на две недели в сравнении с многолетними показателями. Даже плавучий лед в этом сезоне появился позже обычного. А ледостав на Оби стал самым поздним за полвека метеонаблюдений. Лед в этом регионе и сейчас остается очень тонким и нарастает тяжело, особенно на малых реках.

В Коми реки начали было замерзать к началу ноября, но потом снова вернулось тепло, и ледообразование возобновилось лишь к середине месяца. Поэтому республиканское управление противопожарной службы и гражданской защиты регулярно предупреждает жителей об опасности и рассказывает, как отличить безопасный лед по его внешнему виду. Специалисты объясняют, что прочным можно считать лишь прозрачный лед с зеленоватым или синеватым оттенком. Он всегда толще на открытом пространстве, где нет снега. Цвет тонкого льда – молочно-мутный или серый. Такой лед пористый и может обрушиться под ногами без предупреждающего потрескивания.

Настоящие северяне безо всяких предупреждений знают, насколько важно следить за состоянием льда. Если жители южных регионов уже забыли многие слова, описывающие этапы ледостава, то в Заполярье они по-прежнему в ходу.

Глубокой осенью, когда вода в реках остывает и становится темной, почти черной, у берегов в самых тихих и мелких местах появляются тоненькие пластинки льда. Кажется, что они случайно зацепились за берег. Такие узкие полоски неподвижного тонкого льда называют «забереги». Их появление – верный признак начала ледостава.

Вскоре после первых заберегов по реке поплывут небольшие плоские льдинки, состоящие из кристалликов льда в виде тонких игл. Эти льдинки очень заметны на темном фоне воды и немного напоминают застывший жир на поверхности остывшего супа, за что их прозвали «ледяное сало».

Когда в начале зимы идет снег, снежинки больше не тают в остывшей воде. Падая на поверхность, они плывут по течению, превращая реку в некое подобие густой каши. У этой «каши» тоже есть свое название – «снежура».

По мере охлаждения всей толщи воды в ней начинает образовываться внутриводный лед – непрозрачная губчатая ледяная масса, состоящая из хаотически сросшихся кристалликов льда. Такой лед, появляющийся на неровностях речного дна, называют «донным льдом».

Ледяное сало постепенно слипается со снежурой, формируя рыхлые комки изо льда, пропитанного водой. Они не только плывут по поверхности, но и опускаются в толщу воды, образуя целые «ледяные ковры». Скопления внутриводного льда в виде комьев на поверхности или в толще речного потока называют «шугой».

Через пару-тройку дней шуга смерзается и образует самые настоящие льдины. Они не тают, а с каждым днем становятся все больше и толще. К берегу они пока не прикреплены, поэтому в этот период начинается такое впечатляющее зрелище как осенний ледоход. Обычно он продолжается от 7 дней до 2 недель.

С каждым днем плывущих льдин становится все больше, а их скорость замедляется. Сначала в местах сужения русла, у островов, в мелких рукавах, а затем и на остальных участках реки ледяные поля останавливаются и смерзаются. Движение льдин прекращается, образуется сплошной ледяной покров на поверхности всего водоема – ледостав. Все, «река встала».

На малых реках ледостав чаще всего проходит без осеннего ледохода: забереги расширяются и постепенно смерзаются, покрывая реку прочной ледяной коркой.

Некоторые участки рек могут оставаться не замерзшими даже после ледостава. Чаще всего они встречаются там, где выходят на поверхность теплые подземные источники или там, где очень сильное течение – например, на порогах и быстринах. Такие участки называются полыньями.

Ученые из МГУ им. М.В. Ломоносова прогнозируют, что по мере нарастания глобального потепления, лед на арктических реках будет держаться не шесть-семь месяцев, как раньше, а три-четыре. А значит, следить за сроками ледостава и состоянием льда придется еще внимательнее – ведь зимники не перестанут быть главными дорогами Севера.

Читайте также Фокусы «алмазной пыли» Какие удивительные световые шоу показывает Арктика своим гостям

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ