Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Глава Якутии: развитие Арктики становится для Российской Федерации национальным приоритетом

8 декабря 2020

Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия), рассказал Arctic Russia об арктической стратегии самого крупного арктического региона страны, об инвестиционных проектах и развитии транспортно-логистического потенциала республики и о том, как цифровизация изменит арктическую зону и почему вечная мерзлота важна для всей планеты.

- В Якутии подписана Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны республики. Есть ли принципиальные отличия от федеральной стратегии развития Арктики?

Территория Якутии в целом и арктической части республики огромна. Якутская Арктика – это один миллион шестьсот тысяч квадратных километров, примерно две с половиной Франции. Эта территория сегодня представляет собой очень важную часть нашей страны, при этом - с одной стороны, потенциально очень богатую, а с другой стороны, к сожалению, после развала Советского Союза эта территория несколько десятилетий не развивалась. Население якутской Арктики уже в XXI веке сократилось почти в два раза, сегодня здесь проживает 68 тысяч человек.

Сегодня мы выстраиваем арктическую политику республики в русле решения задач, которые поставил президент России Владимир Владимирович Путин. Индикатором здесь является достижение в Арктике среднероссийского уровня жизни по ключевым показателям.

И, конечно же, для развития такой огромной территории, для ее вывода на траекторию устойчивого роста, причем с показателями более высокими, чем общероссийские, безусловно, необходимы новые прорывные шаги. Именно с этой позиции мы исходили, когда принимали стратегию развития Арктической зоны Якутии.

Стратегия очень выверена с точки зрения обсуждения документа на местном уровне с органами власти, с населением, с экспертным сообществом, с учеными, отработана также с федеральными органами власти. Это позволило ее основные положения, касающиеся развития якутской Арктики, перенести практически полностью в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации. И это как раз дает нам уверенность в том, что стратегия Якутии в деле развития Арктики полностью совпадает с федеральной.

Сегодня развитие Арктики становится для Российской Федерации национальным приоритетом. И я уверен, мы все вместе сделаем все для того, чтобы Арктика на самом деле стала очень прогрессивной, очень быстроразвивающейся не только в экономическом, но и в социальном плане.

- Транспортная составляющая в Арктической зоне для Якутии является одной из важнейших. Какие изменения запланированы в ближайшее время в транспортно-логистической сфере?

Сегодня огромная территория якутской Арктики с точки зрения транспорта обеспечена плохо. Причем не только с позиции автомобильного транспорта, который у нас практически отсутствует как круглогодичная система, вместо этого действует система зимников - дорог, которые работают в холодное время года, 3-4 месяца. И авиация, и речной транспорт сегодня требуют очень серьезной модернизации.

Развитие транспорта для Якутии в целом и для ее арктической части имеет важнейшее значение. Дело в том, что круглогодичная наземная транспортная инфраструктура, связывающая арктические районы с соседними территориями и населенные пункты внутри самой арктической зоны, отсутствует. Все пассажирские перевозки как в дальнем, так и во внутрирайонном сообщении осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используются также сезонные магистрали — автозимники и внутренние водные пути.

По федеральной программе модернизации аэропортов в Якутии сегодня реконструируется 16 объектов, из них значительная часть находится как раз в Арктике. Сейчас в рамках создания дальневосточной авиакомпании, которая должна стать главным авиаперевозчиком на Дальнем Востоке России, необходимо решить главную задачу: чтобы люди на Севере и в Арктике могли летать дешевле, безопаснее, больше. К сожалению, пока билеты в Арктике очень дорогие, зачастую из арктического районного центра прилететь в Якутск стоит гораздо дороже, чем улететь из Якутска в Москву.

Очень важны вопросы безопасности полетов. Мы летаем сегодня в Арктике, и это не секрет, в основной своей массе на авиатехнике еще советского производства. Соответственно, нужна новая, качественная авиационная техника. И развитие российского авиастроения – задача государственного масштаба, которая сегодня начинается решаться.


Что касается речного транспорта – конечно же, долгие годы, десятилетия он будет оставаться безальтернативным в части транспортного сообщения и доставки грузов на север. И, конечно же, главная задача, которую мы должны решить в этом направление, – это реновация речного флота. С этой точки зрения мы очень большие надежды возлагаем на Жатайскую судоверфь, строительство которой полным ходом идет под Якутском и где мы намерены производить до 10 речных судов в год. Надеемся, что уже через год-два мы сможем строить речные суда, которые постепенно помогут нам обновить речной флот на всей территории Арктики.

Ну и, конечно, дороги. Мы все равно должны строить там, где их возможно построить, а также обслуживать. Для того чтобы надежная система автодорог, пусть это и зимники продленного действия, была четко у нас в арктической зоне выстроена. Вот это все вместе позволит нам выстроить транспортную инфраструктуру на огромной территории и связать ее с основными путями в Арктике. В первую очередь, это Северный морской путь, он имеет больше значение для развития всей мировой Арктики и для Якутии, в частности. Наша республика является и в перспективе будет оставаться одним из главных регионов, обеспечивающих прирост добычи нефти и газа в России. Освоение нефтегазовых ресурсов региона, а также перспективные проекты на шельфе с наращиванием объемов транспортировки грузов – новые возможности для республики.

Подчеркну, что развитие транспортно-транзитного потенциала региона обладает мощными мультипликативными эффектами. Я считаю, что настало время для прорывных решений в этой области. Уже начато строительство и модернизация всех элементов транспортной инфраструктуры не только в Арктической зоне, но и в целом по республике, и мы намерены осуществить это в кратчайшие сроки. Реализация таких крупных проектов, как мостовой переход через реку Лена в районе Якутска, реконструкция автомагистралей и модернизация аэропортов должна осуществиться в ближайшие четыре-пять лет.

- Сейчас в Арктической зоне начинают появляться первые резиденты. Как Якутия планирует привлекать компании на свою территорию?

Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», предусматривающий льготы для инвесторов, которые планируют реализовать на арктических территориях новые проекты, практически сделал всю Арктику особой экономической зоной, самой крупной в мире. Беспрецедентные меры поддержки для инвесторов, минимальные требования к объемам капитальных вложений инвесторов позволяет реализовать самые разные проекты. Якутия рада инвесторам, с ними мы работаем точечно, тщательно обсуждая каждый проект.

На сегодняшний день на вашем же портале Arctic Russia, в разделе для инвесторов, уже зарегистрировано 26 заявок от компаний, планирующих реализовать проекты в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).

Одобрена заявка для заключения соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности на территории Арктической зоны с АО «Янолово». Инвестиционный проект предполагает добычу олова на россыпном месторождении «Ручей Тирехтях» в Усть-Янском районе Республики Саха (Якутия) с мощностью до 600 тонн олова в год. Инвестор планирует привлечь не менее 780 млн рублей инвестиций и создать 80 новых рабочих мест. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2021 год. Сопровождение проекта осуществляет Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутии).

- Якутия активно занимается развитием связи, IT-сферой. Что республика может предложить для цифровизации Арктической зоны и что ей самой еще необходимо в этой сфере?

Да, республика, действительно, занимает лидирующие позиции в сфере развития высоких технологий. На долю республики сегодня приходится 85% всего объема экспорта IT-услуг Дальневосточного региона. Мы в Якутии осознанно делаем ставку на эту отрасль и считаем это базовым условием для развития экономики будущего. Нам удалось создать единую инновационную экосистему, в которую входят местные высокотехнологичные компании, органы госвласти и институты развития - технопарк, ИТ-парк, Корпорация развития Якутии, Венчурная компания «Якутия», Фонд развития инноваций, акселератор «Б8». Также мы уделяем огромное внимание работе с детьми – в Якутии работают детские техно- и ИТ-парки.

На сегодня в республике построено более 8500 км оптоволоконных линий связи, гарантирующих подключение к высокоскоростному интернету. Доступ к нему имеют 87,5% жителей региона, развивается сеть мобильного интернета стандарта 4G/LTE, в зоне которого проживает 80% якутян.

Что касается Арктики, то она пока еще на периферии и цифрового развития. Хотя как раз для нее с ее расстояниями цифровое развитие было бы абсолютно необходимым. В первую очередь для дистанционного образования, для телемедицины, для банковских, государственных и муниципальных услуг, для цифровизации всех отраслей. Это очень важно, очень нужно при отсутствии круглогодичного постоянного транспортного сообщения, при огромных расстояниях между населенными пунктами (для многих это удивительно, но в одном районе республики расстояние между населенными пунктами может достигать без малого 1000 километров).

В начале декабря к высокоскоростному интернету подключен первый районный центр на территории якутской Арктики – поселок Оленек. Кстати, именно здесь, в этом поселке была подписана арктическая Стратегия Якутии. Это первый случай, когда за Полярным кругом в Арктической зоне у нас появляется оптоволокно. Надо понимать, что эти проекты крайне дорогие. Конечно, мы и дальше будем их вести, но ни о какой экономической окупаемости даже близко невозможно говорить: мы должны потратить порядка 5-6 миллиардов рублей для того, чтобы обеспечить 10-20 тысяч человек надежной связью. И с этой точки зрения очень важно для нас как раз соединение наших арктических, в первую очередь прибрежных территорий, с той линией оптоволокна, которая будет тянуться вдоль Северного морского пути. Я считаю, что это было бы и гораздо дешевле, и эффективнее, и мы над этим вопросом работаем, чтобы к этому оптоволокну подсоединиться.

Это даст новый импульс креативным отраслям, которые уже бурно развиваются в центральной Якутии. Я убежден, что с развитием цифровых технологий в Арктике мы увидим новые прорывные проекты якутских ИТ-предпринимателей, которыми будем гордиться не меньше, чем достижениями уже известных на весь мир якутских компаний MyTona и inDriver. Разработки первой входят в TOП-10 кассовых игр для iPad в США, Канаде, Великобритании и странах Евросоюза, inDriver же в прошлом году вошел в ТОП-5 крупнейших райдшеринговых сервисов мира. Абсолютно уверен, что цифровые технологии, которые придут в якутскую Арктику, позволят кардинально изменить жизнь людей и дадут им новые возможности.

- Какие меры, по вашему мнению, нужны для улучшения качества жизни обычных людей? Может им, как и резидентам, тоже предоставлять какие-то льготы?

Разумеется! И мы уже идем по этому пути, предпринимаем разные меры, чтобы смягчить суровые условия жизни в Арктике. Жители 13 арктических районов освобождены от уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество. В рамках новых государственных программ по развитию Арктической зоны Якутии мы запустили такие проекты, как «Молодой оленевод» и «Учитель Арктики», которые должны помочь привлечь в регион новые кадры за счет предоставления жилья молодым специалистам. Благодаря национальному проекту расселения аварийного жилья впервые за многие десятилетия начато строительство многоквартирных домов в арктических районах. Есть большие проекты в области образования и культуры. Например, 1 сентября в Якутске открылась Международная арктическая школа, нами также инициирован в Арктическом совете проект «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики» на основе единого многоязычного Интернет-портала. Так что в этом направлении мы уже движемся и будем это движение продолжать.

- Какие меры необходимо еще принять для защиты коренных народов, проживающих в Арктической зоне?

Практически каждый из 68 тысяч жителей якутской Арктики является коренным жителем, потомком многих поколений, для которых Арктика исконно являлась родиной. Здесь живут якуты, русские, представители коренных малочисленных народов: эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи и русские старожилы (русскоустьинцы и походчане). Все они являются хранителями огромных территорий для человечества. Без их присутствия, без уникального уклада хозяйствования, многоголосья языков и культур Арктика будет безжизненным и бездушным «лунным» пространством.

И я хочу подчеркнуть, что стандарты по защите прав коренных народов, принятые у нас в России, по многим позициям являются передовыми в мировой практике. Так и наша республика по праву признается как один из мировых центров сохранения и развития культуры, языков всех северных народов, их традиционной культуры хозяйствования, в первую очередь – оленеводства, рыболовства, охоты. Это наш важнейший приоритет. И в этом направлении достаточно много законов принято и действует в республике. Вплоть до того, что у нас впервые в России появились так называемые кочевые школы, кочевые детские сады, когда ребенок не вырывается из своей традиционной среды обитания, не перемещается в поселок, где, несмотря на хорошие бытовые условия, живет в другой среде, нежели в родной тундре. Кочевые школы позволяют ребенку получать образование и проходить адаптацию к взрослой жизни, находясь в привычных условиях, в родных семьях. Такие школы и детские сады у нас успешно работают, спутниковый интернет обеспечивается, это все очень высоко оценено на уровне нашей страны. И сегодня в рамках общегосударственной Стратегии развития Арктики будет реализована отдельная программа - «Дети Арктики», предложенная нашей республикой. Один из её разделов как раз касается кочевых школ, кочевых детских садов, их правового статуса и необходимости их создания и поддержки в арктических регионах России.

Для развития предпринимательства мы решаем проблемы, связанные с ограничениями в традиционных промысловых занятиях северян. Например, в сборе бивня мамонта. По экспертным оценкам более 80% запасов мамонтовой кости в России сосредоточены в Якутии, они оцениваются в 450-520 тыс. тонн. Наша задача – урегулировать рынок мамонтовой фауны, ввести его в правовое русло, чтобы жители Арктики могли получать легальный доход. Я благодарен за поддержку Минвостокразвития, надеемся, что федеральный закон, инициированный республикой, будет принят в ближайшее время.

- А что необходимо учесть для экологической защиты территорий Арктической зоны?

Безусловно, значительные позитивные изменения в Арктике связаны с индустриальным развитием. Но при этом важная задача – найти баланс в вопросе «экономика или экология». И в первую очередь этот вопрос следует рассматривать через призму сохранения среды проживания и хозяйствования коренных народов Севера. Сейчас мы активно занимаемся разработкой новых стандартов для сохранения экосистем Арктики и экологического мониторинга территории Якутии. Хочу сказать и о 10-летнем опыте республике в области этнологической экспертизы. С 2010 года, когда был принят республиканский закон, проведено 22 экспертизы крупных промышленных проектов, включая таких гигантов, как газопровод «Сила Сибири». Суммарный оцененный объем компенсационных выплат представителям коренных малочисленных народов Севера составил более полумиллиарда рублей. Парламент Якутии выходит с инициативой о принятии аналогичных норм на федеральном уровне.

Очевидной угрозой для жизнедеятельности в Арктике становятся проблемы, связанные с изменением климата. Разрушение почв из-за таяния вечной мерзлоты становится одной из масштабных угроз безопасности объектов — это мы видели на примере разлива нефти в Норильске. С этим нужно работать и учитывать при реализации новых проектов.

Хочу подчеркнуть: вся территория Якутии в 3 млн кв. км. расположена на вечной мерзлоте. 60 лет в Якутске работает единственный в мире Институт мерзлотоведения, уникальные компетенции в этой области аккумулированы научными школами Якутии, внедрены в индустриальную, инфраструктурную практику. Впервые в мировой практике в 2018 году в регионе принят закон «Об охране вечной мерзлоты», который регулирует хозяйственную и иную деятельность человека, способную оказать негативное воздействие на вечную мерзлоту, в особенности в области строительства, транспорта и добычи полезных ископаемых.

Сегодня вопрос охраны вечной мерзлоты, ее изучения, мониторинга состояния грунтов становится все более актуальным. В предстоящие два года, когда Россия будет председательствовать в Арктическом совете, эти вопросы должны занять значительное место в работе самой влиятельной циркумполярной межгосударственной организации. Состояние мерзлоты определяет настоящее и будущее жизнедеятельности человека на огромных территориях, а также, без преувеличения, мировые тренды экономического и социального развития всей планеты.


Читайте также Золотой рог: на чем зарабатывают оленеводы Почему разводить северных оленей намного прибыльнее, чем коров или свиней

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ