Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Геологоразведка в Арктике: на пороге открытия новых месторождений

Как новации в российском законодательстве помогут открыть новые месторождения в Заполярье

25 ноября 2020

Арктика может обеспечить страну почти всеми полезными ископаемыми, которых хватит на столетия. Здесь сосредоточена четверть отечественных запасов нефти и более 70% газа. В арктической части Якутии и Поморья добывается более половины российских алмазов. Месторождения Таймыра вывели в мировые лидеры по производству никеля и палладия ГМК «Норильский никель». При этом большую часть арктических месторождений еще предстоит найти. Фронт предстоящих геологоразведочных работ огромен. Например, на Таймыре разведана лишь четверть территории полуострова.

Большинство месторождений, которые сейчас разрабатываются в российской части Арктики, были открыты еще в годы СССР. Чтобы создать запас на будущее, необходимо уже сегодня проводить огромный объем геологоразведочных работ.

Добывающие компании, которые сейчас выполняют львиную долю работ, занимаются, как правило, не поиском новых месторождений, а доразведкой уже существующих. Рисковать деньгами и вкладываться в исследования с непредсказуемым результатом компании не хотят. И это понятно: ведь по статистике, лишь одна из десяти изучаемых площадей дает в итоге положительные результаты. А расходы на геологоразведку в отдаленных районах, никак не связанных с существующей инфраструктурой, огромны.


Поэтому даже такие гиганты, как «Норникель», пока ведут разведку, образно говоря, по бортам карьеров, на которых работают. Но даже столь скромный охват дает впечатляющий результат. В 2017 году, например, за счет собственных средств недропользователей были поставлены на государственный баланс 93 месторождения сразу 22 видов полезных ископаемых. Среди них есть такие крупные, как Эльгинское золоторудное месторождение с запасами 73 тонны золота и Чульбатканское с запасами 33 тонны.

Чтобы заинтересовать компании в увеличении объемов геологоразведки, на государственном уровне создается система преференций. Так, чем больше нефтегазовые компании вложат в поисково-оценочные работы на арктическом шельфе, тем меньше для них будет налог на прибыль.

Также в правительстве разрабатываются меры поддержки небольших геологоразведочных предприятий. Предполагается, что именно они возьмут на себя «грязную работу» по поиску перспективных участков вдали от уже разрабатывающихся месторождений. Ведь в случае успеха все затраты окупятся с лихвой, когда находкой заинтересуются крупные корпорации.

Техника, которая поможет вести разведку в экстремальном климате Арктики, уже создана. Так, в октябре 2020 года «Росгеология» впервые в России провела испытания нового отечественного сейсморазведочного комплекса на гусеничном ходу. Машина разработана специально для Крайнего Севера и может пройти по любому бездорожью. А источник сейсмических колебаний модификации СВС-30-М1+ позволяет расширить спектр регистрируемых сейсмических данных в сторону низких частот и повысить за счет этого информативность получаемых материалов.

При этом хотя сейсморазведка остается главным методом геофизических исследований, однако сегодня в России создано и множество несейсмических методов, которые могут применяться на начальном этапе геологоразведки. Стоимость большинства из них не превышает 10% от затрат на сейсморазведку при аналогичных масштабах и объемах съемки. Это делает их доступными для небольших компаний. Так, магнитометрическую съемку теперь можно проводить не с борта дорогого самолета, а с помощью дешевого беспилотника с закрепленным на нем магнитометром. Это не только серьезно сокращает затраты, но и позволяет получить полные данные с различных высот, от 20 до 150 м. Эффективные и бюджетные решения созданы также для грави- и электроразведки, площадной геохимической съемки и геоморфологического анализа.


Чтобы геологоразведочные предприятия могли выбрать оптимальный набор методов для работ на конкретном участке, совместными усилиями специалистов «Газпром нефти» и Инжинирингового центра Московского физико-технического института разработан программный комплекс «Тензор». Он обрабатывает результаты геофизических исследований и создает единую модель применения несейсмических методов. Анализ данных позволяет выбрать лучший с точки зрения скорости, информативности и стоимости алгоритм комплексного использования несейсмических решений. Импортных аналогов «Тензора» не существует, а его применение – еще один способ сократить расходы на начальном этапе геологоразведки.

Новации в российском законодательстве в сочетании с инновационными технологиями привели к тому, что объемы геологоразведочных работ в арктической зоне начали расти. Результаты не заставили себя ждать. Так, недавно в Мурманской области были выявлены серьезные запасы металлов платиновой группы. В горном массиве Поаз, ресурсы которого оцениваются в 336 тонн палладия и платины, во время полевого сезона 2019 года геологи обнаружили новую зону, которая вдвое увеличит прогнозные ресурсы участка. Это лишь начало: в Заполярье известно более 400 перспективных участков, и только половина из них разведана более или менее детально. Геологоразведчиков ждет поистине впечатляющий фронт работ.

Читайте также Болота Арктики: свежие овощи и дешевое топливо Как арктические болота могут обеспечить человека жильем, топливом и свежими овощами

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ