Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Десятеро смелых

190 лет с начала первой гидрографической экспедиции к архипелагу Новая Земля

13 августа 2022

13.08.2022 // 13 августа 1832 года из Архангельска к берегам Новой Земли отправился карбас, названный в ее честь, под командованием Петра Пахтусова. Эта экспедиция не только впервые нанесла на карту очертания Южного острова архипелага, но и собрала первые научные сведения о природе и климате Новой Земли.

Идею экспедиции к Новой Земле молодой моряк Петр Пахтусов вынашивал несколько лет. Еще в 1829 году он предложил Гидрографическому департаменту Морского министерства отправить на северный архипелаг небольшой отряд их 10 человек, которые проведут там 2-3 года, описывая берега, когда они будут свободны ото льда. Однако проект отклонили по причине «отсутствия потребных ассигнований». Тогда Пастухов решил организовать экспедицию на частные средства.

Смелая идея нашла поддержку у архангельских купцов, которых, впрочем, больше интересовало изучение морского пути из Архангельска к устью Енисея. Они дали деньги на постройку двух кораблей, и Пахтусов начал подготовку к экспедиции. «Заботы и физические труды, неизбежные в сборах в такую дальнюю дорогу, казались для меня легки. Я чувствовал себя здоровее и веселее, чем когда-либо», – писал он потом в дневнике.

Капитаном шхуны «Енисей», направлявшегося через Карское море к устью реки, в честь которой судно получило свое название, стал лейтенант Василий Кротов. Вернуться из путешествия ему было не суждено: шхуна разбилось у западного входа в Маточкин Шар, вся команда погибла.

Петр Пахтусов возглавил одномачтовый карбас «Новая Земля» длиной менее 13 метров – на таком сейчас побоялись бы выйти даже на морскую прогулку вдоль берега, не то, что в Северный Ледовитый океан. Несмотря на жесточайший шторм, через 10 дней команда из 10 человек достигла цели и начала гидрографическое описание южного побережья архипелага, двигаясь на восток. За 19 дней удалось исследовать 35 верст. Погода становилась все хуже, короткое арктическое лето было на исходе. Льды не раз затирали карбас, угрожая раздавить его борта, и 28 сентября экспедиция решила встать на зимовку. К счастью, в губе Каменка удалось отыскать и привести в порядок ветхую избу, заброшенную лет 75 назад.

Фото: flagman-news.ru

Команде пришлось жить в условиях поляной ночи, добывать пропитание охотой на оленей и песцов, попутно отбиваясь от белых медведей. Однако никто не роптал, поскольку капитан работал наравне с остальными и питался тем же, что они. «Все были веселы и шутили над своим положением», – писал Пахтусов.

Когда солнце снова показалось за горизонтом, многих уже скосила цинга. И тем не менее участники экспедиции продолжали вести первые метеорологические наблюдения на Новой Земле, регулярно измеряли температуру и давление воздуха.

К гидрографическим работам получилось приступить лишь 20 апреля 1833 года. А 24 июня Пахтусов в сопровождении двух матросов оправился в поход вдоль восточного побережья Южного острова. Путь оказался нелегким: однажды путешественники чуть не погибли – им пришлось три дня лежать прямо на снегу, пережидая снежную бурю. Однако задача была выполнена: за две недели Пахтусову удалось исследовать свыше 130 верст и сделать первые точные описания берега.

Вернувшись к зимовью и передохнув пару дней, капитан отправился в новый поход – на этот раз вдоль берега Карского моря на север. Так на карте появились заливы Литке, Галла, Шуберта, Брандта, Клокова. И хотя уже начали появляться льды, из-за которых в бухте Литке, например, пришлось простоять 18 дней, ожидая прохода, Пахтусов все же описал все восточное побережье Южного острова Новой Земли от Карских Ворот до залива Маточкин Шар.

Капитан понимал: вторую зимовку подряд им не пережить. «Мы не имели ни провизии, ни физических сил, хотя духом и были бодры», – записывал он в дневнике. Поэтому Пахтусов принял решение завершить экспедицию и 19 августа 1833 года направил карбас на юг. Дойдя до устья Печоры, моряки на оленях добрались до Архангельска, где выяснилось – их давно считали погибшими.

Собранные материалы Пахтусов доставил в Петербург. Они убедили всех: легендарное восточное побережье Новой Земли досягаемо. Впервые была составлена карта всего восточного побережья Южного острова, описаны берега и промерены глубины заливов и бухт, проведены первые наблюдения за течениями, проливами и отливами. Развитию Севморпути помогло и то, что Пахтусов обнаружил на архипелаге залежи каменного угля и предложил начать их освоение.

Вернувшись, отважный мореплаватель опубликовал записи, которые вел во время экспедиции. Предисловие к дневникам начиналось фразой: «Я расскажу как было, а вы судите как угодно».

Фото из открытых источников Читайте также «Мы победили!» Пройти Севморпуть за одну навигацию – 90 лет назад с этой задачей впервые справился пароход «Сибиряков»

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ